• USD ЦБ 92.26
  • EUR ЦБ 99.71

Чем стартап отличается от бизнеса

Генеральный директор Smart WiFi и ресторана Philibert перечисляет различия и подсказывает, как превратить новый проект в полноценное дело:

  1. Источники дохода

    Пожалуй, это первое, что отличает стартап от реального бизнеса. Стартаперы всегда ждут инвестиций, зачастую даже не пытаясь запустить работающую схему монетизации, которая и способна превратить проект в работающий и приносящий прибыль бизнес. Инвестиционные транши зачастую позволяют стартаперам расслабиться и растягивать процесс доработки продукта или продвижения на долгие месяцы.

    Выход: не надеяться только на инвестиции и не пытаться сходу повторить успех Instagram или Facebook, вместо этого продумывать возможности монетизации уже на старте.

  2. Смелость идей

    Все мы восхищаемся яркими рекламными кампаниями, которыми блистают богатые на выдумку стартаперы и многомиллиардные корпорации. К слову, запустив осенью 2014 года наглую вирусную акцию на конференции для маркетологов Digitale, мы достигли эффекта, в разы превышающего результаты консервативного продвижения. Но за смелостью идей может скрываться и риск потерять репутацию серьезной компании.

    Выход: не бояться организовывать яркие промо, но не переусердствовать в своем пыле, находить «золотую середину» между креативом и сохранением хорошей репутации.

  3. Команда

    Многие стартаперы не заботятся ни оформлением своих трудовых взаимоотношений, ни скреплением вообще каких бы то ни было взаимных обязательств. С момента запуска проекта Smart WiFi прошел год, и у нас тоже были определенные сложности внутри команды, которые привели к сильной коррекции состава людей, занимающихся оперативным управлением компанией.

    Выход: договариваться друг с другом «на берегу» и быть готовыми к тому, что разногласия внутри команды, особенно в тяжелые времена, могут серьезно повлиять на рабочий процесс.

  4. Бизнес-модель

    Если при создании настоящего бизнеса бизнес-модель меняется довольно редко, то при создании стартапа бизнес-модель может меняться гораздо чаще. На первых порах это даже достоинство формата «стартапа», но тоже может навредить и репутации, и стабильной монетизации компании.

    Выход: «семь раз спланируй, один раз запусти» – но и останавливаться на неэффективной бизнес-модели тоже не стоит.

  5. Ожидания и амбиции

    Еще одно огромное различие между стартом настоящего бизнеса и запуском стартапа. В первом случае человек называет себя «предпринимателем» и понимает, что без выстраивания работающих бизнес-процессов и получения прибыли (хотя бы для самоокупаемости) он не построит бизнес. Но во втором случае человек гордо именует себя «стартапером» и ждет, что после первой же встречи с первым же частным инвестором его проект сразу же выйдет на IPO, а венчурные капиталисты будут бороться за право купить долю в его компании.

    Выход: мыслить реальными категориями, рассчитывать только на свои силы и строить бизнес, а не воздушные замки.

  6. Бизнес-процессы

    Распределение денежного потока, выплата зарплат, учет затраченного времени и другие привычные для настоящих бизнесменов вещи словно не касаются многих стартаперов, которые считают, что «все и так сложится». Нет, не сложится.

    Выход: заниматься бизнес-самообразованием или привлекать в компанию предпринимателей с опытом реализации успешных проектов.

  7. Продукт

    В среде стартапов есть понятие MVP (minimum viable product), что означает состояние продукта, когда его уже можно использовать, но до конца он еще не готов. Это и преимущество, и недостаток. С одной стороны, таким образом можно протестировать возможности идеи и интерес аудитории, но в настоящем бизнесе бывает очень сложно объяснить первым клиентам, почему продукт постоянно меняется (и не всегда в лучшую сторону).

    Выход: доводите свой продукт не только до MVP, но и до готовности использования клиентом.

  8. Конкуренты

    В реальном бизнесе конкурентам уделяется много внимания, в то время как многие стартапы упоминают о косвенных и прямых конкурентах только в определенных графах бизнес-плана и презентациях для инвесторах. Очень важно в период анализа рынка очень внимательно изучить активность конкурентов и оценить емкость той или иной ниши, а не бросаться наобум в развитие высококонкурентного направления.

    Выход: Следите за активностями конкурентов и старайтесь опережать их хотя бы на шаг, чтобы всегда оставаться лидером.

  9. Отношения с клиентами

    В стабильном бизнесе отношениям с клиентам уделяется очень много внимания, в то время как многие стартаперы думают исключительно о доработке продукта и переговорах с инвесторами, а клиенты остаются «за бортом» и постепенно переходят к использованию других сервисов.

    Опять же, многие стартапы надеются на свою «теплую» базу, которая состоит из уже знакомых людей, которые потенциально заинтересованы в продукте. Так было и в нашем случае — но, несмотря на первые восторги по поводу проекта, очень небольшой процент заведений из нашей «теплой» базы стали клиентами Smart Wi-Fi.

    Выход: думайте о клиентах и удовлетворении их потребностей, и тогда монетизация начнет работать более эффективно, но при этом не надейтесь на то, что ваш продукт будет нужен всем и каждому, а также на бурный интерес со стороны «теплой» базы.

  10. Первоначальные вложения

    Для старта бизнеса всегда требуются вложения, и человек с мышлением предпринимателя, уверенный в том, что его идея сработает, готов вкладывать собственные деньги или брать кредиты в банках. Стартапы зачастую до конца не уверены в идее и очень часто только подтверждают истинность выражения «голь на выдумки хитра». Экономия на сотрудниках и подрядчиках в результате дает недостаточно высокое качество выполненных работ, займы у родственников и знакомых не требуют четкого бизнес-плана и понимания, когда и как эти деньги можно будет вернуть — и в результате висят тяжким грузом.

    Выход: внимательно анализировать исходную ситуацию, возможности рынка и потенциал своей идеи — и вкладывать в развитие проекта необходимое количество денег, не забывая уделять внимание и всем тем пунктам, о которых я говорил ранее — чтобы эти вложения вернулись в увеличенном размере.

    Самая важная мысль, которая родилась за время существования проекта Smart Wi-Fi, особенно если сравнивать с традиционным ресторанным бизнесом — стартап это и есть действующий бизнес, и приносить прибыль он начинает только в тот момент, когда предприниматель относится к нему со всей ответственностью и серьезностью».

↑ ВВЕРХ ↑